МБОУ СОШ № 2 с УИОП пгт. Восточный
Пгт Восточный, Омутнинский р-н, Кировская область,
  • "Родители, помните! Скажи НЕТ насилию!"

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию ребенка без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения.  Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью  ребенка.
    "Родители, помните! Скажи НЕТ насилию!".

    Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
    Нередко имеют место жестокое обращение, побои, физические наказания, сочетающиеся с отсутствием любви, заботы, ласки со стороны родителей, постоянные конфликты между родителями, развод, раздел детей, появление отчима или мачехи, злоупотребление алкоголем, наркотиками, отказ от воспитания ребенка, что порождает эмоциональную депривацию, нарушения в  поведении детей.
    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
    2.2. Формы насилия над детьми:
    2.2.1. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.    
    Физические методы воздействия всегда следует оценивать как проявление жестокости независимо от количества ударов и тяжести последствий.
    Влияние физического насилия на ребенка
    Поведенческие и психологические индикаторы:
    Задержка развития, малоподвижность; проявление агрессии, тревожности, стеснительность, боязнь взрослых, игры только с маленькими детьми, а не с ровесниками, страх физического контакта, боязнь идти домой, тревога, когда плачут другие дети, тики, навязчивые движения, сосание пальцев, раскачивание
    Признаки физического насилия над ребенком:
    а) раны и синяки:
    разные по времени возникновения;
    в разных частях тела;
    непонятного происхождения;
    имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
    б) ожоги:
    топография ожогов различна, чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
    в) укусы:
    следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;
    г) «синдром тряски ребенка»:
        возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед: при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;
        наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.
    Выявление физического насилия над ребенком возможно в случае, если:
        родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициаторами обращения являются другие люди;
        следы травм различной давности;
        родители дают противоречивые объяснения случившемуся;
        обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
        не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
    неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
        родители вспоминают о том, как их наказывали в детстве; 
        родители обеспокоены собственными проблемами, не относящимися к  здоровью ребенка;
        признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера  (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.);
    у родителей отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка, или напротив,  демонстрируется 
        преувеличенная забота (псевдолюбовь);
        повторные госпитализации ребенка в стационар с травмами различного характера.
    2.2.2. Отсутствие заботы о детях  (пренебрежение основными потребностями ребенка)
    невнимание к потребностям ребенка в пище, одежде,  медицинском обслуживании, присмотре:
    лишение пищи, питья, либо уменьшение норм питания (в детских учреждениях), в результате чего дети голодают, попрошайничают, либо совершают кражи;
    содержание в холодном, не приспособленном для  пребывания детей помещении (подвалы, погреба, сараи и пр.) либо загазованном, экологически  вредном для здоровья помещении.
    Данные действия непосредственно, сразу не причиняют вреда здоровью несовершеннолетнего, но при неоднократном продолжительном их применении могут повлечь физические страдания, ослабление организма ребенка, болезнь.
    Влияние на ребенка:
    отстает в росте, массе  от своих сверстников;
    ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей сезонной одежды, жилища; 
    нет прививок (незащищенность от инфекционных заболеваний);
    признаки гигиенической запущенности: педикулез, неприятные запахи тела, одежды, волос, имеет различного рода кожные высыпания;
    не посещает школу, пропускает занятия в школе, приходит на занятия слишком рано и  уходит из школы слишком поздно;
    быстро устает, апатичен к происходящему, имеет отклонения в поведении. 
    2.2.3. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):
    обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
    принижение успехов ребенка, унижение его достоинства;
    отвержение ребенка;
    длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и  безопасности  со стороны родителей;
    принуждение к одиночеству;
    совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или  другим детям;
    причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка
    Влияние на ребенка:
    задержка в физическом, психическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников, младших школьников);
    импульсивность, вредные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, вырывание волос), 
    нервно-психические заболевания: тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала);  
    злость, гнев, который проецируется  на более слабых,  младших по возрасту детей, животных;
    попытки совершения самоубийства, отсутствие смысла, цели в жизни                           (у подростков);
    уступчивость, податливость, пассивность, нежелание себя защитить;
    ночные кошмары, нарушение сна, страх перед темнотой, боязнь людей, их гнева;
    высокая частота депрессий, проявление признаков беспокойства, печали, тоски, одиночества, беспомощности, безнадежности, заторможенности.
    2.2.4. Сексуальное насилие над детьми – установление контакта, взаимодействия, способствующих сексуальной стимуляции ребенка, использованию его для сексуальной стимуляции
    Влияние на ребенка:
    приобретение несвойственных возрасту познаний о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в поведении, в играх с другими детьми или игрушками;                         
    приобретение заболеваний, передающихся половым путем   (инфекционно-воспалительными: сифилис, гонорея, СПИД, острыми и  хроническими инфекциями мочеполовых путей);
    вероятность травм, кровотечений половых органов и  прямой кишки, выпадение прямой кишки;
    жалобы на физическое недомогание, боли внизу живота;
    возможная беременность девочек;
    возможные занятия онанизмом;
    низкая самооценка, способствующая сохранению и закреплению чувства вины, стыда, угнетенное  состояние неполноценности, «я хуже всех»;
    скрывает свои сексуальные отношения со взрослым или со сверстником из-за беспомощности и привыкания, а также страха перед  угрозами со стороны обидчика.
    2.2.5 Социальные последствия жестокого обращения с детьми
    Выделяются два проявляющихся одновременно аспекта указанных последствий: вред для жертвы и для общества:
    трудности социализации: нарушение связи с взрослыми, отсутствие навыков общения со сверстниками, отсутствие  достаточных  знаний и  эрудиции для  завоевания авторитета в др.;
    пристрастие к алкоголю, наркотикам, совершение краж,  других уголовно наказуемых действий;
    проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, при воспитании  своих детей, в связи с нерешенными их                       собственными эмоциональными  проблемами;
    Любой вид насилия  формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их  малопривлекательными и даже опасными  для общества. 
    Каковы же общественные потери насилия над детьми?
    потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;
    потери в их лице производительных членов общества  вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и   профессионального уровня, криминального  поведения;
    потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;
    воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.      
    Установление признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Признаки жестокого обращения не всегда очевидны, и в данном случае только внимательное отношение к ребенку, выстраивание доверительных отношений с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.
    Основные признаки жестокого обращения, требующие немедленного информирования правоохранительных органов:
    следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
    следы сексуального насилия;
    запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и  т.д.)
    отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены;  отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи, иных предметов, соответствующих возрастным  потребностям ребенка и  необходимых для ухода за ним;
    систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, гонение из  дома
    3. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В Российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
    3.1.  Административная ответственность
    Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности или ненадлежаще исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) по статье 5.35. 
    Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    3.2. Уголовная ответственность
    Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них, в том числе:
    Ст. 111( умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
    Ст.112 (умышленное причинение вредней тяжести вреда здоровью);
    Ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии   аффекта);
    Ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);
    Ст. 116 (побои);
    Ст. 117 (истязание);
    Ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности);
    Ст. 131 (изнасилование);
    Ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
    Ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);
    Ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не    достигшим 14-летнего возраста);
    Ст. 135 (развратные действия);
    Ст. 125 ( оставление в опасности);
    Ст. 124 (неоказание помощи больному);
    Ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, связанное с жестоким обращением). Общими ориентирами, которые следует учитывать  при решении конкретного уголовного дела по ст. 156 УК могут быть следующие:
    понятие «жестокость», «жестокое обращение» в русском языке толкуется как  безжалостность, бессердечность, неспособность восприятия чужих физических и нравственных страданий. Появление таких качеств у воспитателей в процессе неисполнения обязанностей по воспитанию физически здорового, образованного, обладающего высокими нравственными качествами подростка может выражаться в различных действиях разового, неоднократного или  систематического характера.
    Ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);
    Ст. 110 (доведение до самоубийства);
    Ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и др.
    3.3. Гражданско-правовая ответственность
    Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством, в том числе:
    Ст.69  СК РФ (лишение родительских прав);
    Ст. 73 (ограничение родительских прав);
    Ст.77(отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
    Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители,  использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствии родителей, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется. 
    1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.
    Пример:  ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
    Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).
    2. Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
    Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы научить ее не выбегать на оживленную улицу.
    Предложение: присматривайте за малышом в опасных ситуациях, пока он не достигнет возраста 6-7 лет, когда сам сможет оценить степень опасности.
    3.  Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи ребенка.
    Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением). Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
    4. Учитесь владеть своими чувствами.
    Старайтесь  сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.
    5. Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.
    Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали: 
    1. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?
    2. Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?
    3. Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?
    4. Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
    Как установить контакт с ребенком,
    чтобы предотвратить жестокое обращение с ним
    Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.
    Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры  о ваших личных проблемах по «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении особенно о сексуальном насилии может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.
    Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка. 
    1. Всегда верьте и помогайте ребенку. Он не должен сомневаться в том, что Вам можно сказать все.
    2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно, будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.
    3. Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в общественных местах  одному (например, в туалете)
    4. Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.
    5. Если ребенку что-то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.
    6. Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и обнимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.
    7. Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы не делал с ним взрослый.
    8. Дети должны точно сообщать Вам, с кем они уходят, куда идут и когда вернутся.


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике